Как помочь ребенку наладить взаимоотношения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения

 

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАЛАДИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

С ОДНОКЛАССНИКАМИ

                     Как правило, семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью к школьному психологу.

Можно выделить несколько типов реакций родителей на сложившуюся ситуацию в классе:

1.   Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве испытывали трудности в общении со сверстниками. Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.  

 

2.   Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют  общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей. Именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. Иногда родители бывают правы – в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие. К примеру,  взять педагога, если ребенка называть по фамилии, и никогда не хвалить его, часто делать замечания, то неприязненное отношение  к нему постепенно может передаться и остальным учащимся.

Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку. В результате учитель, узнав о жалобе, проникается еще большей неприязнью к несчастному ученику. Преследователи становятся осторожнее и изощреннее в своих издевательствах, угрожая расправой, если жертва кому-нибудь еще раз пожалуется. А родители обидчика тоже не остаются в долгу. Естественно, такой пример «разрешения»конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.

 

3.   Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности. Такой тип реакции встречается чаще всего. Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника. Это называется «дружить против кого-то».

Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае следует объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставит его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет как мячик – куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Нужно объяснить ребенку. Что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь» обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости. В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.

 

КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НАЛАДИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства и т.д) Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

 

 

 

ПОСОВЕТУЙТЕ ИЗМЕНИТЬ ТАКТИКУ ПОВЕДЕНИЯ

Если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: « Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

 

ПОСТАРАЙТЕСЬ ОБЕСПЕЧИТЬ РЕБЕНКУ ОБЩЕНИЕ С ОДНОКЛАССНИКАМИ

ВНЕ ШКОЛЫ

 

Приглашайте в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

НЕ СЛЕДУЕТ ПРИХОДИТЬ В ШКОЛУ ЛИЧНО РАЗБИРАТЬСЯ С ОБИДЧИКАМИ СВОЕГО РЕБЕНКА

Поставьте в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет научиться самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

ВНИМАНИЕ!

Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают – немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками. Разбираться с обидчиками – не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит – они изберут новую жертву). Важно помочь ребенку пережить психическую травму, поэтому, скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Дата последнего обновления страницы 27.03.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»